Город в котором я живу Смоленск.

 

КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ГОРОДА
Смоляне с древних времен славились трудолюбием и мастерством. Они были талантливыми архитекторами, искусными строителями, замечательными художниками. Люди и сейчас продолжают любоваться творениями этих мастеров, живших несколько столетий назад.
До наших дней в Смоленске сохранились три памятника архитектуры XII века. Самый ранний - церковь Петра и Павла, расположенная на правом берегу Днепра, недалеко от железнодорожного вокзала. Она построена в 40-х или 50-х годах XII века, возможно, как загородный храм князя Ростислава Мстиславича. В 1967 году реставрирована по проекту заслуженного деятеля культуры РСФСР П. Д. Барановского. Является одним из наиболее важных памятников русского зодчества до монгольской поры.
Этот храм величествен и строг. Стены его сложены из плоского кирпича - плинфы. Мощный кубический объем с тремя полуцилиндрами-апсидами, примыкающими с востока, увенчан двенадцатигранным барабаном. Внутри храма барабан купола поддерживают мощные арки, опирающиеся на четыре массивных столба. Подобная конструкция представляет собой типичный пример так называемой крестово-купольной схемы, заимствованной из Византии.
Западная треть внутреннего пространства разделена по высоте на два этажа, вверху проходят хоры, предназначенные для князя и его свиты. На хоры ведет узкая внутри стенная лестница. От первоначальной росписи, покрывавшей стены, уцелели лишь небольшие фрагменты.
Внутренняя конструкция здания четко выявлена в его внешнем облике: фасады, соответственно внутреннему членению церкви столбами, разделены с помощью плоских вертикальных выступов-лопаток - на три части. Полукруглое завершение каждой из этих частей (закомара) отвечает торцам цилиндрических сводов, перекрывающих храм.Суровую гладь стен оживляют немногочисленные декоративные элементы, не лишенные изящества: пояски узорной кирпичной кладки, аркатура (ряд декоративных арок), декоративные кресты, узкие тяги (пояски). Высокие узкие окна и  входные проемы имеют строгое уступчатое обрамление. Первоначально здание с трех сторон было окружено галереей-усыпальницей, которая не восстановлена.
Двухэтажное здание, стоящее рядом с Петропавловской церковью, палаты архиепископа - сооружено, очевидно, в первой половине XVII века. В середине XVIII века над палатами построили церковь Варвары (при реставрации убрана), от которой сохранилась колокольня.
На левом берегу Днепра, на Большой Краснофлотской улице, находится еще один древнейший памятник - церковь Иоанна Богослова, легендарного покровителя книжности. Построили ее в 60-х годах XII века при смоленском князе Романе Ростиславиче.
Иоаннобогословская церковь-тот же тип четырехстолбного крестовокупольного храма. Облик ее искажен в XVIII веке; растесаны окна, заменен барабан, исчезли полуколонки и закомары. Но стены на всю высоту сохранили древнюю кладку, на которой заметны фрагменты первоначального декоративного убранства, неизменными остались несколько древних окон. Столбы и своды храма также частично сохранились. Прежде здание церкви тоже было окружено галереями, северная и южная имели свои алтарные выступы.
Самый лучший памятник древнесмоленского зодчества - церковь Михаила Архангела (Свирская; Большая Краснофлотская улица), построенная между 1180-1197 годами. Величественное здание необычайно продуманно поставлено на приднепровском холме и видно за десятки километров, "Этот смоленский храм стоит в ряду тех памятников искусства XII- XIII веков, в которых русский национальный гений смело, отрывался от киево-византийских художественных норм и создавал свой идеал прекрасного",-писал лауреат Ленинской премии профессор Н. Н, Воронин, Церковь Михаила Архангела-образец смоленской архитектурной школы.
По типу это тот же крестовокупольный храм, но трактованный по-новому. Необычно его композиционное построение; вместо массивного неподвижного объема-стремительно взлетающий ввысь стройный четверик, завершенный таким же стройным легким барабаном. Памятник древней архитектуры - церковь Михаила Архангела (Свирская) профилированные пилястры подкрепляют и усиливают это движение вверх.

Высокие окна и порталы украшены нарядными "бровками". Особую прелесть придавали зданию двойные и тройные окошечки и такие же ниши, которые кое-где видны и сейчас. Большие восьмигранные окна появились при переделках. В убранстве фасада также применен ряд декоративных украшений.

Кровля сейчас восстановлена в формах XVII века. Легкий барабан получил своеобразный постамент.
Необычно решение и внутреннего пространства, поражающего своей высотой и цельностью. Хоры здесь заменены своеобразными "ложами" во втором ярусе притворов. Если мысленно представить первое начальное убранство церкви мерцавшие цветной глазурью полы, красочную роспись, драгоценную утварь, становится понятным восхищение летописца, который воскликнул: "...и несть ей подобной в полунощной стране", и с гордостью добавил, что многие иностранцы "приходили для смотрения оной".
Этот выдающийся памятник архитектуры сейчас реставрируется.
В первой половине XVII века в результате кровопролитных войн России с Речью Посполитой облику города был нанесен невосполнимый урон. Смоленск потерял большинство памятников XII века, в том числе ансамбль детинца. Была разрушена часть башен крепости. Плотность застройки резко сократилась, в черте города появились обширные пустыри.
Активное строительство в Смоленске возобновилось после возвращения его в состав Московского государства (1654 г.).
На центральной улице города Большой Советской, в ее нижней части, расположен ансамбль бывшего Троицкого монастыря, каменный собор которой-то построен между 1672 и 1675 годами. Автор его (предположительно) -московский зодчий Иван Калинин. В 1697 году собор был сильно поврежден пронесшимся над Смоленском ураганом, "возобновлен" в 1727 году; вероятно, именно тогда здание утратило многие первоначальные элементы и приобрело декор в духе барокко.
Колокольня монастыря отделена от собора улицей, проведенной по указанию Петра 1 в начале XVIII века.
К югу от собора стоит небольшое здание Анно-зачатьевской церкви, построенное в середине XVIII века в стиле барокко.
Неподалеку от Троицкого монастыря, на углу улиц Коненкова и Пржевальского, находится второй памятник конца XVII века-собор Вознесенского монастыря, построенный на месте обветшавшего деревянного.
По типу этот собор, как и Троицкий,бесстолпный храм с трапезной и примыкающей к ней колокольней. В его строгом облике, почти лишенном декора, что необычно для памятников XVII столетия, в строгой регулярности окон и в других деталях как бы предчувствие нового, петровского времени. Хороши высокие крыльца, особенно северное, более длинное.

В 1969 году собор реставрирован, интерьер его приспособлен под выставочный зал музея-заповедника.
К северному фасаду собора примыкает небольшая церковь Екатерины, построенная в 1764 году. Ее приземистый четверик увенчан луковичной главкой на фигурной шее.
Более интересна надвратная церковь Вознесенского монастыря-Ахтырская (улица Коненкова), построенная позднее, в 1830 году, по проекту губернского архитектора Альшевского. Легкие треугольные фронтоны, круглый в плане барабан, поднятый на своеобразный постамент, придают стройность небольшому зданию.
На улице Ленина, во дворе, позади булочной, в 1978 году обнаружено небольшое здание, построенное в XVII веке. Это единственный сохранившийся в Смоленске памятник гражданской архитектуры того времени.
Во второй половине XVII века было начато сооружение Успенского собора, который позднее стал ведущим зданием ансамбля Соборной горы. Этот удивительно живописный архитектурный ансамбль, включающий памятники гражданского и культового зодчества, сложился в основном на протяжении XVIII века.

Успенский собор был возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 годах. Строительство его началось на месте древнего одноименного собора летом 1677 года под руководством московского зодчего Алексея Королькова и было завершено к 1740 году под руководством архитектора А. И. Шеделя. В 60-70-е годы XVIII века архитектор П. И. Обухов заменил первоначальные семь глав собора пятиглавием.
В годы Великой Отечественной войны этот памятник архитектуры получил повреждения, при отступлении фашисты заминировали его, но советские воины предотвратили взрыв. В 1958-1961 годах здесь были проведены ремонтно-реставрационные работы.
В облике Успенского собора сочетаются традиции древнерусских городских соборов с декорацией барокко середины XVIII века. Все детали здания- пилястры, членящие гладь стен, двойной карниз, окна, расположенные в два яруса, - отличаются большими размерами. Нижние окна имеют оригинальные наличники с завитками лент и фигурными навершиями, похожими по рисунку на главы храма.
Внутреннее пространство собора также очень обширно, площадь его более 2 тысяч квадратных метров. Четыре мощных столба, несущих своды, делят помещение на три нефа. На высоте 18,65 метра с трех сторон устроен балкон-хоры.
Достопримечательностью храма является выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства-деревянный резной золоченый иконостас. Десять лет-с 1730 по 1740 год-работали над ним замечательный украинский мастер Сила Михайлович Трусицкий и его помощники Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мй астицки, позолотчик Сила Яковлев.
Торжественна и динамична композиция иконостаса. Колонны, карнизы, филенки, обрамляющие живопись, покрыты великолепной резьбой. Ее мотивы удивительно разнообразны; гроздья винограда, ты подсолнуха, мальвы, листья дуба и клена. Некоторые детали посеребрены. Любопытной особенностью иконостаса является наличие деревянной скульптуры-фигур ангелов.
Те же мастера-резчики, что создали иконостас, выполнили резьбу надпрестольной сени и архиерейского места. Очень интересна кафедра для проповедей, украшенная двумя скульптурными группами.
Живопись иконостаса в первоначальном виде не сохранилась, полагают, что ее автором был также С. М. Трусицкий с помощниками.
Большую художественную ценность представляет еще одно произведение декоративно-прикладного искусства-плащаница, вышитая мастерицами княгини Ефросиньи Старицкой, тетки и энергичной противницы Ивана Грозного. Плащаница была вкладом Старицкой в Успенский собор Московского Кремля. Наряду с другими сокровищами она в 1812 году была вывезена из Москвы по приказу Наполеона, но на территории Смоленской губернии отбита партизанами и передана в дар смоленскому Успенскому собору.
Используя шелк разных оттенков, золотые и серебряные нити, вышивальщицы достигли большой выразительности в изображении сцены оплакивания Христа. Краски от времени потускнели, но мастерство исполнительниц бесспорно.
У северо-западного угла Успенского собора расположена колокольня, выстроенная между 1763 и 1772 годами с использованием стен колокольни XVII века, на которых сохранились характерные нишки, киоты и изразцы. Несмотря на свои скромные размеры, колокольня не теряется рядом с огромным кубом собора. Два почти равных четверика ее пышно декорированы колоннами. Завершена колокольня оригинальной кровлей. Внутри плоские перекрытия делят ее на три яруса, из первого во второй ведет
внутристенная лестница, сохранившаяся в кладке XVII века. К колокольне примыкает пристройка для часов, сделанных в конце XVIII века соборным мастером Василием Соколовым.
Остальные здания ансамбля Соборной горы распадаются на две группы: одна концентрируется вокруг Успенского собора, другая - на южной площадке, бывшем архиерейском дворе. Главный подход к ансамблю устроен с запада, где по крутому склону проложена лестница, одна часть которой гранитная (построена в 60-х годах XVIII века), другая-белокаменная (построена в начале XX века). Полукруглое гульбище, каменная ограда и ворота собора построены в 60-70-х годах XVIII столетия и являются интересными образцами архитектуры барокко. Ажурная решетка гульбища и фонари относятся к XIX веку.
Справа от лестницы, над въездом на Соборный двор, расположен собор Богоявления. Его удлиненное здание построено на месте деревянного пятиглавого собора в 1782-1787 годах, автор (предположительно) М. Н. Слепнев. Западная часть собора опирается на проездную арку. Восьмерик, возвышающийся над четырехскатной кровлей, был разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен деревянным. Стройные пилоны поддерживают узкую галерею, обходящую собор.
Декоративное убранство здания выдержано в духе раннего классицизма. Тосканские пилястры, наложенные на центральную часть фасадов, образуют портики. Обрамление окон еще сохраняет барочные мотивы - плоские ленты наличников с "ушами", треугольные фронтоны, декоративные доски под ними, заканчивающиеся боковыми свесами с треугольными "каплями". Первоначальный интерьер не сохранился. В поздний иконостас вставлены резные золоченые колонны и царские врата конца XVIII века.
Проход под аркой в основании Богоявленского собора ведет на южную площадку Соборной горы, где находятся очень своеобразные памятники древнесмоленского гражданского зодчества. С юга к собору примыкает переходная галерея, соединяющая его с бывшим архиерейским домом.
Архиерейский дом - самый значительный из памятников гражданской архитектуры барокко в Смоленске. Нижний этаж его выстроен в середине, верхний-в 70-е годы XVIII века. В архитектурном решении нижнего этажа сказывается влияние традиций XVII века: сени с двумя палатами по сторонам, нарушен ритм в чередовании прямоугольных оком и коротких пилястр. Помещения перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками. На второй этаж прежде вели две внутристенные лестницы, северная в XIX веке заложена, вместо нее устроена парадная металлическая. В центральной части второго этажа вдоль длинных фасадов находятся два просторных зала, на фасадах их расположение выделено полуциркульными окнами. Изразцовые печи, имевшиеся в помещениях, не сохранились, так же как и ажурное убранство парадного крыльца. Необычны широкие рустованные наличники окон второго этажа, которые рассчитаны на восприятие дома со значительного расстояния.
В 1974-1976 годах здание реставрировано. В нем разместились экспозиция музея-заповедника, отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, инспекция охраны памятников и другие учреждения культуры.
На соборном дворе находится несколько других построек XVIII века. В его южной части размещены здания хлебной и келий, имеющие характерную для древнерусских строений трехчастную планировку. В 1703 году на восточном склоне Соборной горы была сооружена в традициях московской архитектуры церковь Иоанна Предтечи, где теперь размещаются отдел природы и фонды музея-заповедника. Из убранства церкви сохранились в алтаре лепные обрамления фресковой живописи, а в трапезной (80-е годы XVIII века)-единственная в Смоленске печь с расписными изразцами, современная зданию.
Подклет церкви Иоанна Предтечи некоторое время служил архиерейской тюрьмой. К алтарю примыкали построенные в 1703 году две палаты архиепископа, они вошли в состав здания консистории (старого корпуса), возведенного также в 80-х годах XVIII века. С запада пространство перед консисторией ограничивает примыкающий к ней каретный корпус (конец XIX века). На юго-запад от него, под покрытием дороги, находятся руины княжеской церкви XII века. Это уникальный памятник в истории русского зодчества того времени - бесстолпный храм, внутреннее пространство которого было перекрыто системой ступенчато-перекрещивающихся арок. Зодчий применил здесь приемы, развившиеся в русской архитектуре два века спустя. Позади старого корпуса консистории расположен так называемый новый корпус (вторая треть XIX века). А к северо-востоку от него, за оградой, в земле находятся остатки редкого памятника домонгольской поры-каменного терема XII века.
Ансамбль Соборной горы органически дополняют два здания, стоящие вне ограды. К ним относятся корпус служб, часто называемый гостиной палатой, и Благовещенская церковь, построенные во второй половине XVIII века на северном склоне горы.
В XVIII веке в Смоленске был построен еще ряд культовых сооружений. Это возведенные в середине века Нижне-Никольская церковь (Старо-Ленинградская улица); наиболее яркий из памятников барокко Спасо-Преображенский собор Авраамиева монастыря (юго-восточная часть города, у крепостной стены);
церкви: Воскресенская (улица Войкова), Крестовозд-виженская (Ново-Московская улица), Спасо-Преобра-женская (улица Реввоенсовета),
Ко второй половине XVIII века, кроме уже упомянутой выше церкви Екатерины (ансамбль Вознесенского собора), относятся памятник позднего барокко Георгиевская церковь (улица Фурманова) и Покровская церковь (возле башни Веселухи). Из немногих сохранившихся гражданских строений второй половины XVIII века выделяются жилой дом № 9 по Витебскому шоссе (у виадука) и дом № 16 по улице Реввоенсовета, который, несмотря на изменения, внесенные при восстановлении, остался характерным памятником жилого зодчества русского классицизма.

Знаменитая Смоленская крепостная стена является выдающимся военно-оборонительным и архитектурным сооружением русского народа. Ее строительство относится к рубежу XVI-XVII веков. Московское государство, имея агрессивных соседей, вынуждено было в этот период проводить интенсивную работу по укреплению пограничных городов. Особое место в этой связи занимал Смоленск..

 

Лучшим из памятников классицизма первой половины XIX века в городе является построенное в 1825 году бывшее здание Дворянского собрания (теперь здание областной филармонии по улице Глинки). В Центральном государственном историческом архиве сохранился его проект, принадлежащий М. Н. Слепневу.
Пространственная композиция здания оригинальна; западный и восточный фасады равноценны, вытянуты вдоль параллельных улиц. Центральный трех этажный объем украшен шестиколонными портиками иронического ордера, которые поставлены на широкий цоколь, прорезанный арками парадного входа, и за­вершаются фронтонами. За портиками устроены балконы. Здание имеет двухэтажные крылья. Композиционным центром его планировки является двухсветный зал, куда из вестибюля, оформленного колоннами, ведет парадная лестница.


Среди зданий второй половины XIX века выделяется бывший дом Энгельгардтов (улица Глинки, 4), который сооружен в 1878-1879 годах в стиле необарокко. Пилястры с продольными желобками, сложные барочные фронтоны над центральными частями фасадов, изящные скульптурные и архитектурные украшения в виде завитков и стилизованных пальмовых листьев, декоративные вазы и узорная решетка парапета придают ему нарядный вид. Очень красивы и ворота.
В 1976 году по проекту архитектора В. М. Анищина этот дом реконструирован под Дворец торжественных обрядов. Интерьер его разработан художницей Н. Г. Мамеевой, ворота реставрированы по проекту М. В. Чулановской.


На углу улиц Коммунистической и Маяковского находится своеобразный памятник рубежа XIX и XX веков - построенный купцом Будниковым, дом, в котором до революции размещался Офицерский клуб, ныне -Дворец творчества. В оформлении его фасадов использована майолика, особенно наряден был композиционный центр здания - срезанный юго-западный угол, где над балконом выложен герб Смоленска. Сейчас здание нуждается в капитальном ремонте, знаменитый балкон в аварийном состоянии.

Отечественной войне 1812 года

Отечественной войне 1812 года в Смоленске посвящено несколько замечательных памятников. По своему замыслу и исполнению памятник отличается большой художественной силой и символичностью. Он представляет собой высокую каменную скалу с орлиным гнездом на вершине. У гнезда - два орла. На уступах скалы-фигура галльского воина, одетого в античные доспехи. Воин стремится достичь вершины, рука с обнаженным мечом занесена над гнездом. Но его удар сдерживает орел:
он распростер свои мощные крылья и цепкими когтями держит галла за руку. Второй орел прикрывает гнездо. Он готов взлететь и наброситься на   врага с тыла. Гнездо, орлы и фигура галла отлиты из металла.
Каменная скала символизирует неприступную Россию, орлы - 1-ю и 2-ю русские армии. На восточной стороне памятника прикреплена бронзовая доска, изображающая карту европейской части России, с надписью: "Благодарная Россия героям 1812 г." На противоположной стороне - имена генералов М. Барклая де Толли, П. Багратиона, Д. Неверовского, Н. Раевского, Д. Дохтурова, войска которых отличились под Смоленском. С двух сторон к скале, у ее основания, прикреплены бронзовые венки. В одном помещен герб России, в другом - герб Смоленска. Памятник обнесен цепями, держащимися на гранитных тумбах.

Памятник защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812 года.

В парке культуры и отдыха, вблизи от главного входа, стоит огромный чугунный монумент. Он был открыт 5 ноября 1841 года, в 29-ю годовщину освобождения города от французских захватчиков. Высота памятника около 26 метров. Его автор - архитектор Антони Адамини.
Памятник имеет форму восьмигранной пирамиды с цилиндрическим цоколем и круглым ступенчатым основанием. Пирамида завершена главой в форме луковицы с позолоченным крестом. На цоколе держатся восемь пар декоративных колонн, каждая пара увенчана главкою с парящим над ней позолоченным двуглавым орлом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены изображения медалей 1812 года. На цоколе укреплена металлическая доска с рельрод в первый день сражения. 5 августа на защиту Смоленска стал корпус генерала Д. С. Дохтурова. С утра неприятель открыл ураганный огонь, намереваясь разрушить крепостную стену. Но стена выстояла. В середине дня начался штурм города. Главный удар был направлен на центр русских позиций-Молоховсние ворота. Ожесточенный бой шел также в Рачевском предместье. В ночь на 6 августа, после того, как основные силы русских армий были выведены из-под удара, Д. С. Дохтуров получил приказ оставить Смоленск.
На памятнике помещены также тексты: "5-го августа защищало Смоленск: 62 батальона, 8 эскадронов, 144 орудия", "5 августа напало неприятеля;
111 батальонов, 28 эскадронов, до 300 орудий". О потерях в сражении говорится: "Русских генералов: убито 2, ранен I, воинов выбыло из строя до 9600", "Неприятеля: генералов убит 1, ранено 3, воинов выбыло из строя до 20 ООО".
В столетнюю годов щину войны с Наполеоном на Королевском бастионе сооружен памятник Софийскому полку - участнику Смоленского сражения. Автор проекта памятника-солдат полка смолянин Б. Н. Ца-пенко, впоследствии один из основателей Смоленской организации художников. Тогда же у подножия бастиона был поставлен обелиск на могиле генерала Д. А. Скалона, погибшего в Смоленском сражении, а на территории нынешнего сквера Памяти героев - бюст главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова с надписью: "Михаилу Илларионовичу Кутузову, князю Смоленскому. 1912 г." (автор - скульптор М. И, Страховская). Титул князя Смоленского М. И. Кутузову был присвоен за разгром армии Наполеона в 1812 году.
В 1954 году на перекрестке улиц Большой Советской и Соболева, у подножия Соборной горы, был воздвигнут памятник М. И. Кутузову, являющийся одним из лучших в городе произведений монументально-изобразительного искусства. Автор памятника- Г. И. Мотовилов. На высоком постаменте - бронзовая фигура полководца в парадной форме.
Смоляне увековечили имена героев Отечественной войны 1812 года и в названиях городских улиц. В Смоленске есть улицы Кутузова, Багратиона, Раевского, Неверовского, Дохтурова.
Значительную роль сыграла Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Как и в былые времена, Смоленск стал щитом на пути рвавшихся к столице гитлеровских полчищ. Два месяца гремело знаменитое Смоленское сражение 1941 года, благодаря которому был сорван гитлеровский план "молниеносной войны", советское командование получило возможность развернуть резервы и создать оборонительные рубежи на подступах к Москве.
В жестоких боях с немеЦко-фашистскими захватчиками на территории Смоленской области и на улицах Смоленска многие бойцы Советской Армии снискали себе славу мужественных воинов. Храбро сражались с врагом и смоляне - на фронтах, в истребительных батальонах, партизанских отрядах и под полье. Многие тысячи воинов, партизан, подпольщиков пали смертью храбрых. Но эти люди не забыты. В память о них сооружены мемориальные комплексы, монументы, обелиски. Имена многих погибших, наименования частей и соединений, защищавших город, высечены на мраморных и гранитных плитах. О их подвигах рассказывают экспонаты музеев.

Блонье - "окраина" в центре.

Всем смолянам от мала до велика нравится это красивое парковое место с высокими старыми деревьями, прямыми аллеями, фонтаном, удобными скамейками, пушкинскими фонарями, знаменитым оленем, небольшими львами (для самых маленьких), памятником Глинке.
На Блонье охотно приходят погулять родители с детьми, студенты во время летней сессии готовятся тут к экзаменам, пенсионеры почитывают мемуары или просто медитируют у фонтана или в тени деревьев. Здесь охотно тусуются всякого рода тусовщики. К сожалению, в последние годы Блонье стало местом обитания непривлекательных на вид бичей, которые живут здесь и кормятся сбором пустых пивных бутылок, которые вежливо просят у отдыхающих с пивом граждан.
Нам кажется, что для многих жителей нашего города было бы интересно ознакомиться с краткой историей Блонье, которая неизбежно связывает с прошлым любого человека, кто побывал тут хоть однажды.
Первое упоминание о Блонье мы находим в дневниках историка града Смоленска Н.А.Мурзакевича в связи с прибытием в 1780 году в наш город императрицы Екатерины Второй в сопутствии римского императора Иосифа Второго. В честь приезда столь высоких особ в городе были увеселительный фейерверк и угощения для простого народа.
Римский император хотел осмотреть город, и с этой целью специально было расчищено место Блонье (есть версия, что это слово означает окраина), с которого бедные хижины были перенесены за счет казны в слободки:Офицерскую и Солдатскую, что находились за крепостной стеной. В следующем году Блонье  окончательно очищается от хижин. По плану архитектора Михаила Никифоровича Слепнева устраивается здесь четырехугольник с 16 по сторонам каменными корпусами. В память прогулки по этому месту римского императора Иосифа Второго посажены березы в шесть рядов. В1803 году на Блонье строится Дом дворянского собрания с огромным залом и двумя деревянными корпусами на каменном фундаменте. Внутри здание украшено большим портретом государя, а снаружи - колоннами.
В июне 1812 года жители Смоленска узнают, что Наполеон перешел русскую границу. Девятого июля этого же года в город прибывает император Александр Первый и останавливается в доме военного губернатора у Блонье.
Известно, что в начале войны с Бонапартом у русских имелось две армии - одной командовал Барклай-де-Толли, прозванный в народе Болтай-да-только, а второй - Багратион, в честь которого названа одна из улиц Смоленска.
Так вот, Барклай, прибыв со своей армией в Смоленск для обороны города, останавливается на Блонье в доме инспектора артиллерии. Армия Багратиона подошла к Смоленску со стороны Рудни. Солдаты спали на территории Блонье, сам Багратион остановился в каменном доме также на Блонье.
Второго августа к городу подошли французы. Наполеон ночевал на архиерейской даче, носящей название "Новый Двор". Французы стали из-за Солдатской слободы приступать к Королевскому бастиону. На этом бастионе русскими командовал генерал Паскевич. Жители, не успевшие бежать из города, укрылись в Успенском соборе. Князь Багратион, находясь у Молоховских ворот, наблюдал за неприятелем в подзорную трубу. Наполеон разъезжал на белом коне по рядам своей армии и едва скользнул от пуль наших стрелков, засевших в кустарниках Чертова рва. (Мы описываем все это лишь потому, что действия происходили в непосредственной близости к Блонье.)
Шла отчаянная перестрелка. От бомб и ядер загорелась крыша на Никольской башне, потом кадетский корпус и, наконец, шесть корпусов присутственных мест на Блонье, дом вице-губернатора, в котором лежало до двухсот наших раненых солдат, которых, однако, удалось спасти. Всего же сгорели 32 дома. Отметим, что в то же время сгорели половина Рачевки и церкви.
В полдень на Блонье прибывает сам Наполеон и останавливается в доме гражданского губернатора. Его гвардия расположилась на Блонье в березовых аллеях. Архивные бумаги служили им постелью, а губернские и уездные карты - закрывали от палящего солнца... В мирное время Блонье становится местом отдыха смолян. В 1885 году архитектор А.Бок создает здесь памятник великому русскому композитору М.И.Глинке, который нередко подолгу жил и творил в -Новоспасском под Смоленском, где им была создана интродукция "Руслана". Только за 1847-1848 годы, проведенные в самом городе Смоленске, им сочинены фортепьянные пьесы, изданные под названием "Привет Отчизны", "Молитва", без слов для фортепиано (впоследствии к ней было подтекстовано лермонтовское стихотворение "В минуту жизни трудную), вариации на шотландскую тему, а также романсы "Ты скоро меня позабудешь" и "Милочка".
В 1917 году на Блонье шли бои между восставшими пробольшевистскими солдатами и офицерами - сторонниками Временного правительства.
Не обошлось тут без сражений и во время Великой Отечественной войны, когда весь город стал полем боя. Зато после победы Блонье было премировано немецким трофейным оленем, ставшим его наиболее притягательным знаком.

Талашкино.

В 18 километрах к юго-востоку от Смоленска, там где маленькой речушкой струится среди древних курганов Сож, где за пределами большого города открываются холмистые дали и заболоченные низинки перемежаются с полями, окаймленными перелесками, находится заповедное Талашкино.

 

 

 

Hosted by uCoz