РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ
Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский
период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата.
Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из
греков, но в 1051 году на первосвятительский престол
был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего
времени.
С Х в.
строятся величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г.
преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества,
основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни
Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед
русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были
крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись
летописи, донесшие до наших дней сведения о всех
знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях
иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык
богословских, исторических и литературных произведений.
В ХII
веке, в период феодальной раздробленности Русская Церковь оставалась
единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей
центробежным устремлениям и междоусобице князей. И татаро-монгольское нашествие
- это величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке,
не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была
утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и
морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога
будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств
вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь
продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся
русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских
князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия
Донского. Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою своего
авторитета помогал Московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранения
государственного единства. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий
Радонежский благословил Димитрия Донского на
величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения
Руси от поработителей.
Сохранению национального самосознания,
национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы
татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII
веке было положено начало Почаевской Лавры. Эта
обитель и ее святой игумен Иов (Железо) многое сделали для утверждения
Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV
до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей.
Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание
преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.).
Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант
иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское
государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В
1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала
независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный
Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и
всея Руси.
В дальнейшем
возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета
Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым
русским патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по
чести место.
ХVII
век начинался для России
тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это
время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой
патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген
(1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и
Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда
вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в
1608-1610 гг.
В период,
последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась
одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных
книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону - личности
очень яркой, выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть
священнослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ
Патриарха Никона и отказалась подчиниться церковной власти. Так возник
старообрядческий раскол.
Начало ХVIII
века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа
коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля
Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице
Святейшего Правительствующего Синода. Синод оставался высшим церковным органом
Русской Церкви в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь
особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на
окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов.
Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью
замечательных богословов. Немало сделали русские богословы и для развития таких
наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век
дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и
Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского
Церковного Собора. Созван был Собор только после революции - в 1917 году.
Крупнейшим его деянием было восстановление патриаршего управления Русской
Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом
Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Московский Тихон прилагал все
усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании
Священного Собора от 11.11.17 года говориться: "Вместо обещанного
лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо
мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев.
Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте
безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное
братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"
Для большевиков, пришедших к власти в
1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была идеологическим
противником, так как она и после октябрьского переворота, будучи
институциональной частью царской России, решительно защищала старый строй.
Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также
мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей
жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское
правительство потребовало выдачи церковных ценностей для оказания помощи
голодающему населению из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового
конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для
полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй
Мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На
свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои
обязанности. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом
священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только
несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где
многие пропали без вести, или в катакомбах, тысячи священников сменили
профессию.
Катастрофический для страны ход боевых
действий в начале Второй Мировой войны заставил
Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе и
Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Сразу для
богослужений открылись храмы и священнослужители, включая епископов, были
выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной, моральной
поддержкой дела защиты находящегося в опасности отечества - она оказала
материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, но особенно это
проявилось в финансировании танковой колонны имени Димитрия
Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который
можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в
"патриотическом единении" был прием Сталиным 4.9.43 года Патриаршего
Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и
митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого
исторического момента началось "потепление" в отношениях Церкви с
государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным
контролем и любые попытки расширения деятельности Церкви вне стен храма,
встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской
Православной Церкви в период так называемой "хрущевской оттепели",
когда в угоду идеологическим установка были закрыты тысячи церквей на всей
территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси,
превратившееся в общегосударственный праздник, придало новый свежий импульс
церковно-государственным отношениям и заставило власть предержащих начать
диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее
вклада в формирование нравственных устоев нации.